Предки и потомки

Персональный сайт Олега Александрова

20 самых популярных

Израиль (1997 год)

Оформлять документы нужно было в посольстве, выстояв очередь с 6 часов утра. Мне очень помог Лева. Мы ночевали у его друга и к 6 часам были у ворот посольства, где уже была довольно большая очередь. Много людей все еще выезжали на ПМЖ, а не только в гости. По-моему, мы освободились к середине дня и двинулись за покупкой билета на самолет. Почему-то от посольства до касс Аэрофлота мы должны были идти пешком, так как прямого транспорта между этими точками не было. Поэтому я увидела, как менялась Москва по сравнению с 90 и 91 гг., когда я последние разы была там.

Билеты туда и обратно я купила легко на 14 сентября. Билеты стоили 500 долларов и 500 долларов нужно было иметь при себе в поездке (это правило, озвученное мне в посольстве).

Итак, 14 сентября я отправилась, взяв с собой сало (в очереди в посольство обсуждали, что нужно и можно брать с собой), книги для внуков, а что еще – не помню. Погода в Москве была мерзкая – холодно, дождливо, поэтому и одета я была соответственно. Провожал меня в Шереметьево Лева, а встречать должен был его друг, у которого мы ночевали.

Полет я перенесла вполне нормально. Услышав сообщения о температуре за бортом, я начала постепенно снимать с себя вещи (в туалете). Но все оказалось зря, так как когда мы вышли из самолета было впечатление, что меня засунули в духовку, хорошо прогретую. Что меня приятно удивило, так это аплодисменты экипажу самолета, когда он (самолет) приземлился. Я это увидела впервые, хотя летала много раз до этого. Наверное, это стала новая традиция.

Итак, я «сварилась» по пути от самолета до аэровокзала, где был кондиционер и можно было вздохнуть. Прилетели мы в Тель-Авив. Миша встретил меня и первое, что он сделал – это вручил бутылочку с водой и сказал, чтобы я с ней больше не расставалась. От Тель-Авива до Ашкелона приблизительно 50 км, поэтому Миша ввел меня в курс жизни и рассказал об их делах. Когда мы подъехали к дому, Инна ждала нас, высунувшись в окно лоджии, почти выпрыгивая из него. После всех бурных «ахов» и «охов», немного успокоились и начали нормально разговаривать. Что меня поразило, когда я вошла в гостиную – это вся обстановка, которая была в Киеве. Им удалось вывезти много своих вещей, включая книги на русском языке.

Квартира у них была на 2 этаже и состояла из гостиной, спальни, Мишиной комнаты, кухни и совмещенного санузла с душем. Еще была довольно большая лоджия и балкон из кухни. Все было очень скромных размеров. Квартира была приобретена в кредит, за который они должны были еще долго платить.

Далее я буду писать в соответствии с дневником, который вела с 15 сентября и по ходу писать об их жизни до моего визита. Итак, начиная с 15 сентября наш день начинался в 6:30 и мы шли купаться, благо Средиземное море находится через 2 или 3 дома от дома Инны. Пополоскавшись в море, мы возвращались, готовили завтрак и после завтрака садились смотреть сериал по 1-ой программе нашего ТВ (название сериала не помню). Этот ритуал менялся, если я уезжала на экскурсию.

15-го мы пошли к Марине, которая в то время уже была уважаемой, авторитетной преподавательницей математики в школе. Завуч ничего не делала без ее консультаций. А в начале, после переезда, помимо изучения языка в ульпане (школе), пришлось поработать и дворником, и посудомойкой в кафе и кем-то подобным. А муж (Фима) сразу, независимо от незнания языка был принят на работу, так как владел рабочей специальностью и имел высокий разряд. Дети Слава и Игорь учились в школе и говорили в основном на иврите и только из уважения ко мне (по словам Инны), они говорили только на русском. У Марины была 3-х комнатная квартира в новом районе Ашкелона. Марина всегда была патологической чистюлей, и теперь тоже у нее все сияло чистотой. Забрав нас с Инной, Марина направилась в турбюро и купила для меня 3 экскурсии (несмотря на мои бурные протесты). Инна просто приказала: «Сиди и молчи». Первая экскурсия на Север – 2 дня – 295 шекелей. Вторая – в Эйлат – 3 дня – 495 шекелей. Третья - в Иерусалим – город 3-х религий – 85 шекелей. Когда мы вышли из бюро и я продолжала свои доводы протесты, Инна просто сказала «Марина в день зарабатывает больше твоей месячной пенсии. Поэтому успокойся». Я это очень хорошо помню.

На следующий день были у Марины с мальчиками, а потом дома пекли пироги ко дню рождения. 17-го у Инны день рождения. С утра готовили, а во второй половине пришли гости, только родные. Больших торжеств не было.

На следующий день (18-го) поехали на кладбище к Изе на могилу. Он очень тяжело уезжал из Киева. Наш Миша был незадолго до отъезда у них в командировке, и он говорил об отъезде почти со слезами. Он очень тяжело привыкал к жизни на новом месте. Чтобы заработать денег на квартиру он работал социальным работником со стариками – водил на прогулки. Кормил и т. д. Язык он учить в ульпане по-моему не стал. Кладбище совершенно не похоже на наши. Нет ни одного деревца, ни цветов. Это объясняется климатом и местом на планете – почти пустыня и каждая травинка требует полива. Все могилы из камня. На могилу не принято класть цветы. Кладут маленький камешек. Мы положили их и я попросила Инну от моего имени всегда класть камешек – я очень уважала Изю.

На следующий день 19-го я поехала на экскурсию на Север, на два дня. Из Ашкелона поехали в Тель-Авив, и там я была поражена, встретив впервые девушек в военной форме и с автоматами. Они ехали на выходные домой. В дальнейшем я уже не удивлялась, хотя они встречались везде. Из Тель-Авива мы поехали в Назарет, где Мария получила весть от архангела Гавриила о зачатии Христа. На месте, где Мария брала воду, храм Благовещенья, внутри которого пещера с источником. Город в основном арабский. Далее по пути Кфор-Кана, где по Евангелию от Иоанна на деревенской свадьбе Иисус превратил воду в вино. Далее мы подъехали к озеру Киннерет, где согласно легенде по его водам, «аки по суху» ходил Христос и где на северной оконечности когда-то находилась рыбачья деревня, в которой Христос совершил чудо, накормив 5 тысяч голодных 5-ю хлебами и 2-мя рыбами. Место называется Тагба. В 4 веке византийцы построили здесь церковь, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола с изображением рыб и хлебов (фото). Теперь эта мозаика включена в алтарь французской церкви. Согласно Евангелию, на одном из близлежащих холмов Христос произнес знаменитую Нагорную проповедь. В честь этого на горе Блаженство построен католический храм. На южной оконечности озера находятся горячие источники Хамат-Тадер, использовавшиеся еще римлянами. Теперь это современная водолечебница. Далее мы поехали к месту впадения в озеро Киннерет реки Иордан, в которой вода земная, так как из-за шлюзов течение тихое (фото). Я бы в такую воду не окунулась, а многие это делают. Вокруг рядами посаженные финиковые пальмы и много киосков с сувенирами. Затем поехали в гостиницу в Тверии (город назван Тверия в честь императора Тиберия и основан в 22 году до нашей эры). Сейчас это курорт, где мы провели вечер и ночь, а утром купались в озере (фото).

После завтрака поехали далее на север (20-го) через Мигдал, где по преданию родилась Мария Магдалина. Здесь находится церковь, где живут русские монашки, приезжающие в Израиль. Далее на север по Галилеи, разделенной долиной на Верхнюю и Нижнюю. Признанной столицей Верхней Галилеи является Цфат. Славу городу принесли мудрецы-каббалисты. Здесь главные достопримечательности, кроме потрясающих видов – старинные синагоги и люди. Здания расположены вдоль очень узеньких средневековых улиц (фото). Другая достопримечательность – квартал художников, которые часто устраивают выставки.

На территории Верхней Галилеи сохранились развалины замков крестоносцев. Голанские высоты – овальное плоскогорье, на вершину которой Херман поднимаются с помощью канатной дороги (на что я естественно не решилась). Зимой это место используется лыжниками, как у нас Домбай (Кавказ). На горе Хермон сходятся 3 страны – Израиль, Сирия и Ливан. Когда ехали с Хермона видели Сирию и Ливан, пост сил ООН на военной базе.

Оттуда по Голанским горам повернули назад через друзские деревни, сделав остановку у озера в кратере бывшего вулкана (фото). Друзы, согласно легенде о втором пришествии Избавителя, носят очень необычные штаны с карманами, в который может упасть Избавитель. Они занимаются выращиванием яблок, цитрусовых, хлопка и все это на песке и камнях за счет искусственного полива и идеального порядка.

Когда я приезжала из экскурсии на автовокзал, я звонила Мише и говорила «Груз прибыл, можно забирать». И он приезжал за мной, так как перемещаться по городу я не могла.

21-го после завтрака Инна повела меня в Национальный парк (фото), где сохранились руины времен античности, крестоносцев и более поздних периодов: колоннада Ирода, статуя Ники, римский амфитеатр. Так как в этот день был небольшой шторм, мы посидели на пляже в парке, но не купались.

22-го ходили пешком по городу, и Инна рассказывала о людях, магазинах, обычаях.

23-го Миша организовал поездку в Тель-Авив. Кстати, не могли нигде припарковаться, крутились по городу почти час. А затем пешком по городу, где Инна показала свое первое место жительства; офис, где она работала уборщицей почти год (зарабатывая на квартиру); ульпан (школу), где они изучали иврит. Рядом с ульпаном парк, но мы ходили и просто знакомились с городом, который вырос из малюсенькой деревни, рядом с всемирно (в древние времена) известным городом Яффа. А теперь все стало совсем наоборот – город превратился в современнейший мегаполис и курорт, а Яффа просто одна из достопримечательностей, с хорошим рыбным рынком.

24-го и 25-го никуда не ездили, купались и отдыхали в саду, недалеко от их дома. 26-го-28-го поездка в Эйлат, самую южную точку Израиля. Здесь проходит граница по побережью с Иорданией, а с другой стороны с Египтом. Из Ашкелона сразу поехали в сторону Мертвого моря. Ехали по пустыне Негев. По дороге встречались бедуины – полевые арабы (мусульмане), живущие в шатрах. Старшее поколение носит национальные одежды, а молодые – современные. Пасут овец, ослов, верблюдов. Плато Негев находится на 600 м над уровнем моря. Проехали город Арад (бронза), основан в 920 г. до нашей эры. Сюда везли медь и олово и делали бронзу. В 4-м веке город был захвачен Батыем, а затем византийцами превращен в руины. Сейчас это небольшой город, где лечат аллергию. По горной пустыне начали спуск к Мертвому морю – на дно мира. По ущелью спускаемся вниз – по сторонам на скалах отметки +500, +200, +100, sea level, -100, -200, -300. В воде 32% соли, хрома, брома, магния и других элементов – вся таблица Менделеева. Жара жуткая; я подойти к воде не могла, так как надо было идти по раскаленному песку. Я издали сделала фото и спряталась в тень, а потом в магазинчик, где был кондиционер. А смельчаки купались. Далее по дороге в Эйлат, на скале видели фигуру Лота (города Содом и Гоморра 40 веков назад уничтожен).

Эйлат начинался как военный пост. В этом месте встречается 4 страны – Израиль, Египет, Иордания и Саудовская Аравия. Сейчас Эйлат модный, современнейший курорт на Красном море. Жара, как в духовке, при нас было +35 (а доходит и до 42 градусов). Мы жили в гостинице Карлтон, на коралловом побережье. Это место только начинали застраивать и оно довольно далеко от центра, к югу. В центр мы самостоятельно ездили на такси на следующий вечер. В номере жили втроем – с Неллей из Нижнего Новгорода (приехала в гости) и с Верой из Австралии. Она приехала к брату. Ее семья бежала из Молдавии в 1990-е годы, когда там начались беспорядки. Брат осел в Израиле, а она с мужем уехали в Австралию. На следующее утро купались в Красном море (утром в 7 часов). После завтрака экскурсия в аквариум. Впечатления потрясающие от разнообразия рыб. После экскурсии на кораблике по морю к границе с Египтом (фото).

Вода в море (с корабля) как густой аквариум, а у берега прозрачная и видны рыбы. На следующий день купались в море – бассейне-море (фото) и поехали назад, заехав на Техасское ранчо (фото). По пути заехали на границу с Египтом (на горе).

30-го – экскурсия в Иерусалим – город 3-х религий – основан 4000 лет назад. Город разделен на 4 квартала – армянский, христианский, еврейский и арабский. Сердце Иерусалима – Старый город, где сосредоточены главные исторические памятники. Еврейский квартал был восстановлен из руин после объединения в 1967 году, когда евреи изгнанные в 1948 году иорданцами вернулись сюда. Главная святыня еврейского народа Западная стена или стена плача, подпирала Храмовую гору с запада. Я, как и все, засунула в щелку записочку с самым важным на тот период желанием, чтобы оно исполнилось. Христианский квартал находится в северо-западной части Старого города. В этом квартале проходит скорбный путь Христа. Наш путь был на гору Сион, а внизу глубокий овраг, так называемая «гиена огненная» или ад. Но теперь она выглядела очень привлекательно – вся зеленая. На горе Сион – дворец Давида – одно из старейших мест. Гроб Давида покрыт зеленым покрывалом, а на нем сосуды и что-то типа короны. В здании находится мечеть и синагога, а могила Давида внизу, в пещере.

На 2-ом этаже комната, где происходила Тайная вечеря. Слышали, как молятся паломники-баптисты, а рядом – англичане со своим священником. Во дворе находится храм – церковь успения Марии – матери Христа. В христианском квартале находится храм Гроба Господня. Голгофа как бы покрыта этим храмом, который был построен царицей Еленой. Над храмом флаг святогробского братства. Под храмом - череп Адама. На камне помазания освящают предметы. Я освятила (положив на камень) свой нательный крестик. Стена плача, часть стены, которая огораживала храм, построенный царем Иродом. После разрушения храма римскими легионами в 70 году, осталась западная стена, главная святыня еврейского народа.

Площадь перед Стеной плача всегда полна молящимися. Каждый стремится положить в расщелину между камнями записочку с просьбой к богу и я тоже сделала это. Затем мы поехали в Вифлеем, где находится храм Рождества Христова. Проехали через КПП, так как Вифлеем это палестинский город, где евреев нет. Население – мусульмане и христиане. Храм был построен Еленой в 324 году и является самым старым в мире. Ни персы, ни крестоносцы (7 век) не разрушили его. Крестоносцы сделали мозаику на полу. На колоннах фрески святых и покровителей еврейского народа, сделанные приблизительно в 12 веке. Вся церковь сейчас греческая. На полу звезда – место рождения Христа, а слева ясли – куда его положили.

Иконостас в церкви – подарок Александра III. Считается, что одной из причин возникновения Крымской войны – кража звезды. Там же существует система пещер, где Гавриил предупредил Иосифа об избиении младенцев. В храме (или около, точно не помню) скульптура Георгия Победоносца. Он был блестящим военным, и является местным святым и у мусульман тоже.

1 октября. Новый год. Мы пошли в синагогу – традиционную. Опишу здание: два этажа; на первом сидят мужчины с книгами в руках, а на 2-ом – женщины. Женщины в головных уборах. Главный раввин читает текст, все остальные повторяют. Мы побыли там недолго, и пошли в американскую синагогу. Там обстановка совсем другая – все вместе – мужчины, женщины, дети. Сидят, общаются между собой. У меня сложилось впечатление, что они очень мало обращали внимания на ведущего эту службу. Дома отметили скромно, втроем, встречу Нового года.

2 октября. Поехали в Иерусалим, в гости к двоюродной сестре Инны. Так как я только перед этим была на экскурсии, то мы мало ходили по городу, просто общались и обсуждали житейские проблемы.

3 октября. Поехали в Тель-Авив. Я уже писала, что Тель-Авив, достаточно новый город, по сравнению с древностями Израиля, насчитывающими тысячелетия. Походили по городу, полюбовались красивыми новыми зданиями и поехали в Яффу – один из древнейших городов мира. Пророк Иона, апостол Павел, Александр Македонский, Ирод, Ричард Львиное сердце, Наполеон – все оставили след на бесконечной истории Яффы. В Старом городе находится музей древностей.

4 октября. Днем Фима водил нас в кибуцу, недалеко от Ашкелона, где можно было купить кое-что в подарки домой. Ехали по настоящей пустыне и только благодаря кондиционеру в машине и в магазине мы не изжарились.

5 октября. Последний день. Конечно, расставаться было очень грустно, так как мы понимали, что больше уже не увидимся. Но в каждом оставались светлые воспоминания. А у меня еще и искреннее восхищение страной, людьми, которые превращали песок пустыни в плодоносящие сады с изобилием фруктов и овощей.

Итак Миша отвез нас в Тель-Авив, в аэропорт Бен-Гурион, где меня дежурная полицейская дама подвергла опросу. Но все прошло хорошо, мы расцеловались с Инной и я улетела. Прилетев в Москву приключения продолжились. Хорошо, что Лева поручил своему другу встретить меня. Он это и сделал, отвез на Курский вокзал, купил билет в какой-то поезд (электричек уже не было) и я поехала в Тулу. Приехала часа в 3 или 4, посидела на вокзале до первого троллейбуса и приехала домой и легла спать. А в это время Люба и Миша в другом Шереметьево пытались встретить меня. Промыкавшись всю ночь в аэропорту, они утром позвонили и все разъяснилось.

Но я не исполнила свое желание в Израиле – принять крещение. На 70-летие Миша и Люба подарили мне крестик, и я решила окреститься в Израиле. Однако это оказалось невозможным, так как в Ашкелоне и в ближайших городах нет православных церквей. Русское, то есть православное подворье, находилось где-то в районе Иерусалима. Но когда я была на экскурсии в Иерусалиме, нам с первого же момента настойчиво велели не отходить от экскурсовода, так как в лабиринтах арабских кварталов, через которые мы проходили, можно было потеряться да и нарваться на какую-нибудь провокацию. А в арабских кварталах так вкусно пахло восточными сладостями! Поэтому единственное, что я смогла сделать – это освятить крестик на Камне Помазания в Храме Гроба Господня.

А окрестилась я уже в Туле 21 сентября 1998 года в церкви 12 апостолов.

Жизнь пошла дальше своим чередом – со своими повседневными заботами и делами. Казалось, что жизнь постепенно входит в более-менее устойчивое русло. Но не тут-то было! В 1998 году – дефолт. До этого мы этого слова вообще не знали, а теперь познакомились со всеми его «прелестями». У меня пенсия была на сберкнижке, так как сидеть ждать почтальона не всегда удобно, тем более летом. И вот имея какую-то сумму на сберкнижке, я оказалась без копейки – деньги в банке не давали – их просто не было. И только благодаря тому, что у Сережи зарплату давали и в это время в Туле был Лева, они субсидировали меня на самые необходимые продукты. А в банке были очереди, которые нужно было занимать чуть свет и затем ходить отмечаться, так как в день сберкасса получала деньги на какое-то определенное количество человек и выдавали минимальную сумму (не помню сколько). У меня остались доллары после Израиля, но их тоже не принимали из-за отсутствия рублей. Я не помню сколько дней это длилось, но потребовало немало нервных клеток.

Но все имеет конец, а жизнь продолжалась. Приближался конец тысячелетия.