Сюда я буду помещать рассказы о городах и селах, связанных с родными.
Села Шугурово и Годяйкино связаны с моими предками по маминой линии. Село Шугурово расположено примерно в 100 км на восток от Пензы, от города Кузнецк - на север примерно 35 км. Село Годяйкино чуть севернее и в настоящее время относится к Ульяновской области.
Сразу признаюсь, что сам я ни в Шугурово, ни в Годяйкино не был. Вся информация, приведенная здесь, взята из интернета. Вот что о Шугурово сказано на сайте известного пензенского исследователя М.С.Полубоярова:
ШУГУРОВО (Средний Шкудим, Шкидим), мордовское (мокша и эрзя) село в верховье речки Шкудимки. На 1.1.2004 – 216 хозяйств, 525 жителей.
Основано во второй половине 17 – начале 18 века. Построена ясачной мордвой, переведенный сюда правительством, видимо, с целью обеспечения жизнедеятельности служилых людей симбирско-пензенской оборонительной линии, о чем говорит малое количество женщин. В 1709 – д. Середней Шкидим Засурского стана Пензенского уезда ясачной мордвы, 50 дворов, платили подати с 21 ясака с полчетвертью, 135 душ мужского пола и 68 – женского; в 1718 – 64 двора, в том числе 13 – отдельные (РГАДА, ф.350, оп.1, е.хр.306, лл.76 об.–81 об.).
В документе под 1739 годом – деревня Средний Шкудим. Затем село Верхний Шкудим, Шугурово тож. Название связано, вероятно, с личным именем человека, о чем говорит окончание -ово. В отказной книге Саранского уезда под 1674 годом среди челобитчиков, получивших землю в верховьях Инзы и по реке Кеньше, был служилый человек Шугурка мурза Афанасьев (РГАДА, ф.1209, оп.2, е.хр.6505, лл.105-110). По преданию же, основано братьями Шу и Гуром из-под Нижнего Новгорода. Они поселились в лесу, но вскоре одного убили разбойники. Тот, что остался в живых, построился на опушке, чтобы издалека можно было заметить разбойников и успеть спрятаться.
В 1748 – д. Средний Шкудим Засурского стана Пензенского уезда, ясачной мордвы, перешедшей из Нижнего Шкудима в связи с непринятием крещения, 281 ревизская душа (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 2546, лл. 687 об.-703 об.).
В 1877 году здесь церковь деревянная во имя Архангела Михаила (построена в 1863), школа, постоялый двор, шерстомойка, овчарное заведение. В 1894 – та же церковь, земское училище, центр Шугуровской волости Городищенского уезда.
В 1955 – центральная усадьба колхоза имени Калинина. В 1980-е – центральная усадьба колхоза имени Ленина.
Численность населения: в 1709 – 203, 1718 – 254, 1748 – около 562, 1864 – 1149, 1877 – 1460, 1897 – 1840, 1912 – около 2145, 1926 – 2136, 1930 – 2169, 1939 – 1571, 1959 – 1147, 1979 – 849, 1989 – 676, 1996 – 620 жителей.
Численность села Шугурово по данным ревизских сказок: 1762 год - 377 чел, 1782 - 392, 1795 - 572, 1816 - 800, 1834 - 1188, 1850 - 1300, 1858 - 1174. По переписи 1897 года в Шугурово 894м+946ж=1840 жителей. В это же время в селе Годяйкино 520м+670ж=1190 жителей. Для сравнения в Пензе по данным той же переписи жило 59981 жителей.
В начале 18 века бОльшая часть жителей Шугурово – мордва-мокша (в Годяйкино - мордва-эрзя). Как пишет М.С.Полубояров:
...древнее население мордва-мокша служили Московскому государству по охране присурских дорог, проложенных еще в средние века от симбирско-свияжского региона в район реки Пензы... Так было положено начало мокшанско-эрзянскому компоненту населения района. Тогда же, со второй половины 17 века, в пределах района были испомещены служилые татары, осуществлявшие совместно с русскими людьми охрану путей из Самарской Луки, Сызрани и хвалынско-вольского направления в Пензу... Со второй четверти 18 века мордва переведена в разряд ясачных крестьян, а татары приписаны к лашманам (рубка и сплав по реке Суре корабельных лесов). Толчок появлению новых деревень был дан в середине 18 века крещением языческого мордовского населения согласно императорскому указу от 11 сентября 1740 г. и инструкции Казанской новокрещенской конторе. Этими документами рекомендовалось всячески сближать русских и новокрещеных инородцев через смешанные браки, переселение в русские деревни, выделение лучших мест для поселения новокрещен в данном и южных, слабо заселенных уездах, на каждые 250 дворов ставить церковь и т.д. С 1743 по 1749 годы только в Пензенском уезде было крещено 38,6 тыс. инородцев. Многие из них стали основателями ряда новых селений района.
Разумеется, хотя указ был имераторским, это вовсе не значит, что он тут же был исполнен. В 3-й ревизии 1762 года многие записи по Шугурово еще содержат мордовские имена. Посмотрите для примера страницы из 3-й ревизии Шугурово:
На левой половине самые первые из известных предков по маминой линии, начиная со строки "Пивка Данилин 19 лет/умер в 1750г", и заканчивая строкой "Алексей 6 лет".
К слову сказать, согласитесь, что не так просто читать этот текст. Во-первых, рукопись с далеко не идеальным почерком. Во-вторых, здесь есть специфические сокращения, характерные для скорописи 17-18 веков. И в третьих, совершенно нечитаемые мордовские имена.
Интересно, что в записях 4-й ревизии 1782 года мы не встретим ни одного мордовского имени.
Как видим, к началу XX века и Годяйкино, и особенно Шугурово - очень большие села. Конечно, были и больше села, но в среднем селе число жителей обычно составляло 500-800 человек.
К особенностям сел Годяйкино и Шугурово, кроме мордовских корней, нужно отнести то, что основную массу составляли т.н. государственные крестьяне.
Государственные крестьяне - особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян и половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерусских народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян, Г. к. жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными....Основная масса Г. к. вносила в казну денежный оброк. Г. к. отбывали преимущественно барщину. Пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее — денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год... Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы..., платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой....19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их «самоуправления», установленные законами 1838—41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян...Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
В настоящее время число жителей в селах заметно поубавилось. Более чем в три раза за последние 100 лет. Но все-таки жизнь там продолжается. Во всяком случае это не умирающие села, как мои тульские Царево и Змеево. Например, в Шугурово есть хорошая школа. Она и внешне неплохо смотрится, и ученики достойно выглядят на всяких областных олимпиадах. А если есть школа, значит есть активная молодежь, и у села есть какие-то перспективы.
Фото "утянуты" со школьного сайта, автор материала - О.Н.Кротова.
В Годяйкино поскромней, но зато у них больше представительство в интернете. На Одноклассниках есть группа "СОСНОВЫЙ БОР, ГОДЯЙКИНО - МОЯ РОДИНА", где участников больше, чем жителей в селах. Уверен, что часть из них в какой то степени и мои родственники. Пока, правда, не знаю кто есть кто.
Участники этой группы много снимали свои родные места. С любезного разрешения Дмитрия Моисеева (бОльшая часть фото), Татьяны Плешаковой и Вячеслава Барсукова, а также без разрешения от Арискиной Алены и МарияР (если скажете, удалю), я перенес сюда часть фотографий, чтобы вы имели представление о Годяйкино.
Как сейчас выглядит село:
Недавно начали реставрировать старую деревянную церковь. Церковь была построена около 150 лет назад. В советское время использовалась как зернохранилище. А если реставрируется церковь, значит есть прихожане.
Вокруг Годяйкино красивые места, где приятно прогуляться. Грибникам здесь раздолье. В лесу небольшая живописная речка. Природа, которую мы часто и не замечаем. А какая красота!